Здесь собраны материалы о Туринской Плащанице, в т.ч. со старого форума 

2010

В столице Пьемонта с сегодняшнего дня выставлена напоказ Туринская Плащаница, одна из величайших реликвий христианского мира, сообщает ИТАР-ТАСС.

http://www.newsru.com/world/10apr2010/pla.html

Льняной саван (размером 4,34 на 1,09 метра) в который, по преданию, было завернуто тело Иисуса Христа после распятия, вновь предстал перед глазами верующих в кафедральном соборе Иоанна Крестителя. Эта важная акция продлится до 23 мая, она приурочена к предстоящему 150-летию объединения Италии под эгидой Савойской династии, в течение многих веков владевшей Плащаницей.

В декабре 2009 года древнем захоронении в Иерусалиме были обнаружены части савана, которые названы первой подобной находкой, относящейся к началу I века новой эры. Археологи считают, что эти остатки ткани подтверждают версию о поддельности Туринской плащаницы.
По данным радиоуглеродного анализа, новонайденное полотно было изготовлено примерно в то время, когда, по мнению верующих, умер Иисус Христос. При этом оно было выткано методом простого двустороннего переплетения нитей, а не саржевого (диагонального), которое использовано в Туринской плащанице. Специалисты по тканям утверждают, что этот метод появился лишь спустя тысячу лет после смерти Христа.[источник?] Однако сохранившиеся образцы тканей I-III веков из Пальмиры (Сирия) имеют такое же сплетение нитей.
Кроме того, в отличие от Туринской плащаницы, найденный в Иерусалиме саван представляет собой не цельный кусок ткани, а состоит из нескольких частей. В частности, отдельный кусок ткани полагался для головы - на тот случай, если человек, которого хоронили, оказывался живым и приходил в сознание. Тогда он мог сдернуть с лица часть савана и закричать.

Есть мнение, что другое переплетение нитей ткани - результат реставрации.
Нельзя, конечно, отрицать, что это не очень убедительно.
Впрочем, у меня нет пока собственного мнения, поскольку я не специалист.
Но было бы интересно тут сопоставить различные источники.

http://www.pravoslavie.ru/sretmon/turin/datirovanie.htm

Одним из самых достоверных фактов сильнейшего воздействия на Плащаницу был пожар в храме города Шамбери (Франция) в 1532 году, в результате которого ткань Плащаницы подверглась воздействию высокой температуры и даже обуглилась [14].

После пожара Плащаница подвергалась реставрации, ее очистили и зашили выжженные углы ткани (поставив заплаты). Процесс реставрации, очистки от грязи и копоти в 16-ом веке мог быть осуществлен только по известным методикам, которыми владели средневековые специалисты [5-10]. В распоряжении последних в то время имелись только два типа растворителей, которые применялись для очистки картин и других предметов. Это растительные масла, в основном оливковое, льняное, ореховое и вода. Методика очистки была проста (она сохранилась до настоящего времени в реставрационных мастерских) [8]. Изделие, холст с помощью ветоши чистили (протирали) горячим маслом (или смесью масел) а затем влажной тканью, и так повторяли многократно. Шарль Дальбом [7] приводит ряд документальных свидетельств из 13-го и 16-го веков о широком применении масла в живописи и реставрации. Начиная со средних веков, художники, не владея техникой масляной живописи, употребляли масло для пропитывания темперной живописи с целью придания последней устойчивости к воздействию влаги и защиты от плесени и грибков. С применением такой техникой писали почти все мастера "золотого" века: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Корреджио, Джорджоне и другие [6]. Метод консервации произведений искусства с помощью горячих растительных масел был известен еще задолго до Рождества Христова. Так в древней Греции [5] горячим растительным маслом покрывались настенные произведения живописи и мраморные скульптуры для защиты от неблагоприятных воздействий атмосферы, благодаря чему ряд произведений того времени дошел до нас через несколько тысячелетий.

Таким образом, не без основания, можно предположить, что в ходе реставрации в 1532 году или позже Плащаница была подвергнута обработке маслом, и в нее неизбежно попал углерод 16-го века, и это не могло не сказаться на ее радиоуглеродном датировании в 1988 году.

По мнению некоторых верующих, на плащанице остались отпечатки монет времён Понтия Пилата, закрывающих глаза. Однако в соответствии с данными радиоуглеродного анализа, плащаница была сделана в Средние века, в настоящее время учеными реконструирован способ создания изображения на плащанице. Однако, по данным других источников — образцы для радиоуглеродного анализа, были взяты с восстановленной в Средние века части плащаницы, что и послужило основой для ошибочных выводов. На данный момент вопрос о подлинности остается открытым.

В 1898 году, когда плащаница была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимки, и обнаружил на негативах человеческий лик. Это открытие привело к выводу, что на плащанице отпечатался лик и тело Иисуса, который в дальнейшем проверялся в процессе многолетних исследований. Однако провести серьёзные исследования с помощью современных методов удалось только в конце XX века.

Следует отметить, что с научной точки зрения большинство сообщений о результатах исследования плащаницы сомнительны. Лишь радиоуглеродный анализ 1988 года проводился независимо в трёх разных лабораториях (и дал практически одинаковый результат), тогда как остальные сведения как со стороны сторонников подлинности плащаницы (например, о характере ткани, о монетах, о пыльце), так и со стороны противников (о частицах краски — охры по контурам тела и киновари в изображениях «крови») встречаются в сообщениях одиночных исследователей и другими исследователями не подтверждены.

2011

http://www.newsru.com/religy/08jun2011/giotto.html

Туринская Плащаница, в которую якобы обернули тело снятого с креста Иисуса, снова привлекла к себе внимание ученых. Итальянский историк искусства и реставратор Лучано Бузо пришел к выводу, что она не является подлинным погребальным покровом Христа, но ее нельзя считать и средневековой подделкой.

По мнению специалиста, Плащаница - это творение Джотто ди Бондоне, знаменитого мастера эпохи Раннего Возрождения, сообщает британская газета The Daily Telegraph.

Свою гипотезу Бузо изложил в только что увидевшей свет книге. Ученый утверждает, что ему удалось открыть на ткани Плащаницы несколько моментов, которые ранее оставались незамеченными. Так, например, он смог прочесть скрытую подпись Джотто, а также цифры 15.

Лучано Бузо полагает, что эти цифры указывают на 1315 год. По мнению исследователя, художнику именно в этом году было поручено создать точную копию оригинальной Плащаницы, которая за истекшие столетия получила сильные повреждения в ходе ее странствий по Святой земле и Европе.

По мнению Бузо, его тезис, касающийся 1315 года, вполне согласуется с данными современных исследований ткани радиоуглеродным методом, которые датировали материал Плащаницы началом XIV столетия.

В интервью The Daily Telegraph ученый заявил, что оригинальная Плащаница, которой было покрыто тело Христа, вероятно, действительно существовала, но, скорее всего, она со временем истлела, возможно, была потеряна или сожжена после того, как копия Джотто была уже готова