Содержание материала

(с) sagarak

Всё о_Т’ОМ-же

Фильм-трилогия «Матрица», на первый взгляд непосвящённого, рядового зрителя, — очередной триллер, который забудется, не оказав сколь-нибудь существенного влияния на умы и нравы зрителей, которые спустя какое-то время возжаждут нового зрелища, но в иных декорациях.

Молодой человек по имени Томас Андерсон работает в компьютерной фирме, а в свободное от работы время занимается хакерством (хакер — специалист по обеспечению несанкционированного доступа и работы с информацией, хранящейся в компьютерах, в том числе и через компьютерные сети), выходя в глобальную компьютерную сеть с домашнего компьютера. И хакерство — его главное занятие, в котором он настолько поднаторел, что стал одним из сильнейших хакеров планеты. В сети Андерсон ищет некоего Морфеуса — главу тайной преступной, с точки зрения официальной власти, организации, но тот через компьютерную сеть выходит на него сам. Морфеус организует Андерсону встречу со своей со своей группой, предлагая при личной встрече дать ответ на единственный по-настоящему волнующий Андерсона вопрос: “Что такое «Матрица»?” Андерсон соглашается, и происходит их встреча, изменившая в фильме судьбу всей не только человечества, но и всей планеты.

Сцена встречи происходит на конспиративной квартире. Морфеус предлагает Томасу принять на выбор одну из двух [i]таблеток[/i] – [color=red]красную[/color] и\или [color=blue]синию[/color], которые представляют собой некоторое каталитическое вещество (но не всё так просто), посредством которого, и с помощью специального автоматизированного ритуала, Морфеус со своей группой освобождает разум Томаса, и не только разум, от системных подключек к «Матрице», - что по существу, и представляет собой обряд посвящения или «второго рождения».

По определению Морфеуса, видимый нами всеми привычный, как социальный, так и вообще материальный, мир, существует в виде виртуальной нейроинтерактивной модели, поддерживаемой машинно-компьютерной системой, - абсолютно объективной реальностью, именуемой «Матрица» (абсолютная реальность, по сюжету фильма – это машины, обладающие интеллектом). А планета Земля, по крайней мере, последние двести лет, с момента французской революции, — «безжизненная пустыня», над которой висит безпросветное (безбожное) небо. Таков итог деятельности предшествующей 5-й цивилизации, завершившийся информационной войной «машин» и людей (изменением социальной и биологической временных частот), в которой «машины», победив и взяв власть над человечеством, выращивают людей в качестве биоэнергетического сырья для поддержания своего функционирования.

Однако и в этих условиях существует [i]подполье[/i], именуемое “Зион или\и SI'OH”, которое ведет борьбу против всевластия машин над людьми. В фабрикуемом «Матрицей» виртуальном мире, действует ключевой персонаж, названный «Пифией». Она, как сообщается в фильме, «знает всё»: и что было, и что будет. И потому к ней из реального мира, несанкционированно входя в нейроинтерактивную модель, генерируемую «Матрицей», наведываются для консультаций главные герои фильма: Морфеус, Тринити и Neo. По сообщению Морфеуса, когда «Матрица» только создавалась, родился человек с редкой способностью изменять все вокруг, подстраивая «Матрицу» под себя. Именно он помог группе Морфеуса выбраться из среды «Матрицы» и приступить к деятельности в реальном мире. Этот человек давно умер, но по пророчеству Пифии он должен вернуться (прямой намёк на реинкарнацию), и его приход приведет к крушению “Матрицы” и положит конец многовековой войне людей и машин.

Пока же он не пришел, команда Морфеуса ведет информационную, и не только, войну за освобождение землян, осуществляя с борта специального эфирного корабля “Навухудоносор” хакерские вторжения в программную среду «Матрицы» в поисках грядущего спасителя человечества. Им противостоят так называемые «агенты» «Матрицы», внешне неотличимые от людей, но обладающие способностями принимать любой облик и многократно превосходящие обычных людей по их физическим, интеллектуальным и «паронормальным» возможностям и способностям.

Обе стороны охотятся за Андерсоном, преследуя свои цели: агенты хотят использовать Андерсона как хакера для взлома системы защиты информации центрального сервера компьютерной сети «подпольщиков», именуемого “Зион-Сион”; Морфеус видит в Андерсоне нового спасителя человечества — Нео, способного освободить людей из плена грёз, навеваемых поработившей всех «Матрицей». В этом аспекте сюжет фильма перекликается с религиозными повествованиями, в соответствии с которыми спасение человечества должно прийти от Мессии — Божьего Посланника - Аватара. Поскольку новозаветная христианская история Мессии наиболее всего распространена в западном обществе, то в фильме присутствует и аналоги её основных персонажей: Нео — аналог Христа, Морфеус — аналог Иоанна Предтечи; есть в фильме и свой Иуда.

“Охота на человека началась!” —этими словами начинается главная сюжетная линия фильма. [i]«Охота» на человека, «охота» за человеческими душами - вопросы жизни и смерти – ключевые вопросы любой политики и любой религии.[/i] В этой фразе выражена вся суть современной 6-й (по словам Архитектора – Брахмы) цивилизации: [i]она[/i] античеловечна просто в силу того, что разрушает биосферу в целом, а без неё человек жить не может. Античеловечность современной 6-й цивилизации проявляется разнообразно, в том числе и [i]в неадекватности содержанию информации формы её подачи[/i], - [i]и это, пожалуй, основная, причина[/i]. Западная региональная цивилизация во второй половине ХХ века лидировала в развитии техники и технологий; особенно в массовом их применении во всех сферах жизни, став при этом лидером в сползании человечества к тех-[i]но[/i]-логической и как следствие, к технократической катастрофе. Но точно так же, как Запад сегодня вне конкуренции в сфере создания упаковок для различной продукции продовольственного и бытового назначения, Восток сегодня, лидирует в совершенствовании способов и форм подачи информации, в сфере информационных технологий: телевидение, радио, мобильная телефония, Интернет, электронная почта, телемосты и Интернет-форумы, и т.п. стали более или менее общеупотребительны во всём мире как результат технического первенства Восточной цивилизации и её активной торговой глобальной политики. Став технико-технологическим лидером, Восток, как и Запад также предлагает своё видение проблем развития человечества и способов их разрешения другим культурам, в том числе и русской.

Будучи разработчиками и производителями эффективных форм подачи информации и форм промышленно технологического назначения, Восток в отличии и Запад, уже не могу предложить ничего содержательно [i]нового[/i], чем можно было бы эти формы наполнить, - как в информационном смысле, так и в технологическом. И об этом открыто и прямо не говорят ни политики, ни ученые, ни богословы, ни Запада, ни России. После принятия Библии в качестве истинного «слова Божиего» Запад, Европа, впрочем как и Россия, мировоззренчески обеднили себя и стали содержательно безплодны: «Совесть — в пределах Библии, Библия — в пределах знания», — М.Жванецкий. Все мировоззренческие разработки Запада, Европы и России: философские школы, учения древности и современное естествознание, включая марксизм и конституционный либерализм, демократизм, определяющие в той или иной мере пути развития глобальной человеческой цивилизации, в силу определённых причин, не способны вывести ни западного, ни европейского, ни увы, и российского.., человека, из рамок библейской концепции. Возможно, до конца не осознавая этот мировоззренческий и методологический тупик, опираясь в большей степени на интуицию, в поисках выхода из него Запад, Европа и Россия с конца XIX века стали обращать внимание на всё восточное: духовные практики, йоги, восточные единоборства, ныне активно распространяющийся среди населения стран Запада «исламский фундаментализм» и т.п. Но, как показал ХХ век, в освоении достижений культур других региональных цивилизаций Запад и Европа (но не Россия) успешно перенимают, опять же, только формы, большей частью утрачивая содержание.

И именно на этом фоне библейского концептуального застоя появление на экранах мира в конце ХХ века западного фильма “Матрица” — явление знаковое и по-своему необычное, поскольку представляет собой во многом успешную попытку вырваться из плена научно-библейских ответов на жизненные вопросы. Эти ответы были сформулированы, ещё несколько тысяч лет тому назад «жреческой» иерархией древнего Египта в ходе развертывания ею Библейского проекта.

Фильм “Матрица” для [i]посвящённого[/i] зрителя прямо, а для не посвящённого опосредованно, затрагивает сразу целый комплекс проблем, являющихся ключевыми для разрешения кризиса развития нынешней цивилизации, подводя зрителей к вопросам: в чём смысл их жизни на Земле? почему культура современного человечества стала ущербна, и ведет его или к военному, или к экологическому самоубийству? хотят ли люди и впредь быть заложниками и невольниками порожденных ими грехов («машин»), тем более после создания искусственного интеллекта (программа геном человека)? каковы могут быть варианты спасения? каковы истинные отношения человека с Богом, Спасителем и с демоническими силами, с сатаной. Возможно поэтому фильм столь популярен во всем мире.

В то же время фильм — информационный продукт западной, библейской культуры. И о проблематике разрешения кризиса всего человечества он говорит на её образно-иносказательном художественном языке. На художественных языках других культур (исламской, буддийской, русской, индуистской и др.) эти проблемы и способы их разрешения вероятнее всего были бы показаны иначе. Но до тех пор, пока эти проблемы не будут сформулированы в определенной лексике, исключающей неоднозначность понимания, их решение будет предлагаться обществу в обход его сознания в образной форме через “самое доступное из всех видов искусств — кино”. При этом всякий раз художественное произведение будет представлять собой своего рода негласный компромисс между стремлением человека вырваться из плена созданных им самим же иллюзий и стремлением глобального управления, вернуть человека в определенные рамки социально генетических приоритетов (СГП). Это касается и фильма “Матрица”, имеющего действительно глубокий, не только научно-философский смысл.

О том, что фильм “Матрица” представляет собой такого рода компромисс между стремлением к свободе и стремлением к определенному самоограничению, говорит тот факт, что борец с «плохой Матрицей» Морфеус и его сподвижники не обсуждают негативные свойства её алгоритмики. Однако, добившись определённой степени свободы от «Матрици», представители системы “Зион-SI'OH” фактически формируют альтернативную «матрицу», вне зависимости от того, осознают они этот факт либо же нет. Держательницей альтернативной «матрицы» в фильме является Пифия, которая «знает всё».

Словно оправдывая свое имя, Морфеус (Сонный) полагает, что «Матрица», как [i]абсолютная и объективная реальности[/i], их образы, в субъективной психике человека (относительной человеческой реальности) не связаны меж собой, подобно тому, как это происходит в сновидениях, когда подсознание занято обработкой информации, поступившей в период бодрствования, и перед видящим сон сознанием, большей частью утратившем волю, встают абстрактные и неестественные для жизни в бодрствовании образы-картины, иногда из прошлых жизней. И если это нормально для сновидений, то в состоянии бодрствования это свойственно психике более или менее охваченной буйной или вялотекущей шизофренией. Но он размышляет об обеих реальностях с верой, в персональном смысле, - как о поиске и ожидании мессии и освободителя, действуя в этом же ключе.

И хотя общество глобальной человеческой цивилизации нравственно и психологически действительно не вполне здорово, а для какой-то её части “Матрица” — в определенной мере, действительно представляют собой экранизации шизофренических или\и наркотических видений и каких-то ночных кошмаров, все-таки в целях дальнейшего освобождения и исцеления психики общества необходимо показать связи образов “Матрици” как с объективной реальностью, так и с абсолютной такими, каковы он’и есть на самом деле, и тем самым раскрыть иносказательную мировоззренческую составляющую сюжета этого триллера, делающую его столь популярным, - а именно три-[i]единое [/i]отношение Neo к человечеству, к сверхчеловечеству (агентам), - и к миру «[i]машин[/i]».