(с) sagarak
Всё о_Т’ОМ-же
Фильм-трилогия «Матрица», на первый взгляд непосвящённого, рядового зрителя, — очередной триллер, который забудется, не оказав сколь-нибудь существенного влияния на умы и нравы зрителей, которые спустя какое-то время возжаждут нового зрелища, но в иных декорациях.
Молодой человек по имени Томас Андерсон работает в компьютерной фирме, а в свободное от работы время занимается хакерством (хакер — специалист по обеспечению несанкционированного доступа и работы с информацией, хранящейся в компьютерах, в том числе и через компьютерные сети), выходя в глобальную компьютерную сеть с домашнего компьютера. И хакерство — его главное занятие, в котором он настолько поднаторел, что стал одним из сильнейших хакеров планеты. В сети Андерсон ищет некоего Морфеуса — главу тайной преступной, с точки зрения официальной власти, организации, но тот через компьютерную сеть выходит на него сам. Морфеус организует Андерсону встречу со своей со своей группой, предлагая при личной встрече дать ответ на единственный по-настоящему волнующий Андерсона вопрос: “Что такое «Матрица»?” Андерсон соглашается, и происходит их встреча, изменившая в фильме судьбу всей не только человечества, но и всей планеты.
Сцена встречи происходит на конспиративной квартире. Морфеус предлагает Томасу принять на выбор одну из двух [i]таблеток[/i] – [color=red]красную[/color] и\или [color=blue]синию[/color], которые представляют собой некоторое каталитическое вещество (но не всё так просто), посредством которого, и с помощью специального автоматизированного ритуала, Морфеус со своей группой освобождает разум Томаса, и не только разум, от системных подключек к «Матрице», - что по существу, и представляет собой обряд посвящения или «второго рождения».
По определению Морфеуса, видимый нами всеми привычный, как социальный, так и вообще материальный, мир, существует в виде виртуальной нейроинтерактивной модели, поддерживаемой машинно-компьютерной системой, - абсолютно объективной реальностью, именуемой «Матрица» (абсолютная реальность, по сюжету фильма – это машины, обладающие интеллектом). А планета Земля, по крайней мере, последние двести лет, с момента французской революции, — «безжизненная пустыня», над которой висит безпросветное (безбожное) небо. Таков итог деятельности предшествующей 5-й цивилизации, завершившийся информационной войной «машин» и людей (изменением социальной и биологической временных частот), в которой «машины», победив и взяв власть над человечеством, выращивают людей в качестве биоэнергетического сырья для поддержания своего функционирования.
Однако и в этих условиях существует [i]подполье[/i], именуемое “Зион или\и SI'OH”, которое ведет борьбу против всевластия машин над людьми. В фабрикуемом «Матрицей» виртуальном мире, действует ключевой персонаж, названный «Пифией». Она, как сообщается в фильме, «знает всё»: и что было, и что будет. И потому к ней из реального мира, несанкционированно входя в нейроинтерактивную модель, генерируемую «Матрицей», наведываются для консультаций главные герои фильма: Морфеус, Тринити и Neo. По сообщению Морфеуса, когда «Матрица» только создавалась, родился человек с редкой способностью изменять все вокруг, подстраивая «Матрицу» под себя. Именно он помог группе Морфеуса выбраться из среды «Матрицы» и приступить к деятельности в реальном мире. Этот человек давно умер, но по пророчеству Пифии он должен вернуться (прямой намёк на реинкарнацию), и его приход приведет к крушению “Матрицы” и положит конец многовековой войне людей и машин.
Пока же он не пришел, команда Морфеуса ведет информационную, и не только, войну за освобождение землян, осуществляя с борта специального эфирного корабля “Навухудоносор” хакерские вторжения в программную среду «Матрицы» в поисках грядущего спасителя человечества. Им противостоят так называемые «агенты» «Матрицы», внешне неотличимые от людей, но обладающие способностями принимать любой облик и многократно превосходящие обычных людей по их физическим, интеллектуальным и «паронормальным» возможностям и способностям.
Обе стороны охотятся за Андерсоном, преследуя свои цели: агенты хотят использовать Андерсона как хакера для взлома системы защиты информации центрального сервера компьютерной сети «подпольщиков», именуемого “Зион-Сион”; Морфеус видит в Андерсоне нового спасителя человечества — Нео, способного освободить людей из плена грёз, навеваемых поработившей всех «Матрицей». В этом аспекте сюжет фильма перекликается с религиозными повествованиями, в соответствии с которыми спасение человечества должно прийти от Мессии — Божьего Посланника - Аватара. Поскольку новозаветная христианская история Мессии наиболее всего распространена в западном обществе, то в фильме присутствует и аналоги её основных персонажей: Нео — аналог Христа, Морфеус — аналог Иоанна Предтечи; есть в фильме и свой Иуда.
“Охота на человека началась!” —этими словами начинается главная сюжетная линия фильма. [i]«Охота» на человека, «охота» за человеческими душами - вопросы жизни и смерти – ключевые вопросы любой политики и любой религии.[/i] В этой фразе выражена вся суть современной 6-й (по словам Архитектора – Брахмы) цивилизации: [i]она[/i] античеловечна просто в силу того, что разрушает биосферу в целом, а без неё человек жить не может. Античеловечность современной 6-й цивилизации проявляется разнообразно, в том числе и [i]в неадекватности содержанию информации формы её подачи[/i], - [i]и это, пожалуй, основная, причина[/i]. Западная региональная цивилизация во второй половине ХХ века лидировала в развитии техники и технологий; особенно в массовом их применении во всех сферах жизни, став при этом лидером в сползании человечества к тех-[i]но[/i]-логической и как следствие, к технократической катастрофе. Но точно так же, как Запад сегодня вне конкуренции в сфере создания упаковок для различной продукции продовольственного и бытового назначения, Восток сегодня, лидирует в совершенствовании способов и форм подачи информации, в сфере информационных технологий: телевидение, радио, мобильная телефония, Интернет, электронная почта, телемосты и Интернет-форумы, и т.п. стали более или менее общеупотребительны во всём мире как результат технического первенства Восточной цивилизации и её активной торговой глобальной политики. Став технико-технологическим лидером, Восток, как и Запад также предлагает своё видение проблем развития человечества и способов их разрешения другим культурам, в том числе и русской.
Будучи разработчиками и производителями эффективных форм подачи информации и форм промышленно технологического назначения, Восток в отличии и Запад, уже не могу предложить ничего содержательно [i]нового[/i], чем можно было бы эти формы наполнить, - как в информационном смысле, так и в технологическом. И об этом открыто и прямо не говорят ни политики, ни ученые, ни богословы, ни Запада, ни России. После принятия Библии в качестве истинного «слова Божиего» Запад, Европа, впрочем как и Россия, мировоззренчески обеднили себя и стали содержательно безплодны: «Совесть — в пределах Библии, Библия — в пределах знания», — М.Жванецкий. Все мировоззренческие разработки Запада, Европы и России: философские школы, учения древности и современное естествознание, включая марксизм и конституционный либерализм, демократизм, определяющие в той или иной мере пути развития глобальной человеческой цивилизации, в силу определённых причин, не способны вывести ни западного, ни европейского, ни увы, и российского.., человека, из рамок библейской концепции. Возможно, до конца не осознавая этот мировоззренческий и методологический тупик, опираясь в большей степени на интуицию, в поисках выхода из него Запад, Европа и Россия с конца XIX века стали обращать внимание на всё восточное: духовные практики, йоги, восточные единоборства, ныне активно распространяющийся среди населения стран Запада «исламский фундаментализм» и т.п. Но, как показал ХХ век, в освоении достижений культур других региональных цивилизаций Запад и Европа (но не Россия) успешно перенимают, опять же, только формы, большей частью утрачивая содержание.
И именно на этом фоне библейского концептуального застоя появление на экранах мира в конце ХХ века западного фильма “Матрица” — явление знаковое и по-своему необычное, поскольку представляет собой во многом успешную попытку вырваться из плена научно-библейских ответов на жизненные вопросы. Эти ответы были сформулированы, ещё несколько тысяч лет тому назад «жреческой» иерархией древнего Египта в ходе развертывания ею Библейского проекта.
Фильм “Матрица” для [i]посвящённого[/i] зрителя прямо, а для не посвящённого опосредованно, затрагивает сразу целый комплекс проблем, являющихся ключевыми для разрешения кризиса развития нынешней цивилизации, подводя зрителей к вопросам: в чём смысл их жизни на Земле? почему культура современного человечества стала ущербна, и ведет его или к военному, или к экологическому самоубийству? хотят ли люди и впредь быть заложниками и невольниками порожденных ими грехов («машин»), тем более после создания искусственного интеллекта (программа геном человека)? каковы могут быть варианты спасения? каковы истинные отношения человека с Богом, Спасителем и с демоническими силами, с сатаной. Возможно поэтому фильм столь популярен во всем мире.
В то же время фильм — информационный продукт западной, библейской культуры. И о проблематике разрешения кризиса всего человечества он говорит на её образно-иносказательном художественном языке. На художественных языках других культур (исламской, буддийской, русской, индуистской и др.) эти проблемы и способы их разрешения вероятнее всего были бы показаны иначе. Но до тех пор, пока эти проблемы не будут сформулированы в определенной лексике, исключающей неоднозначность понимания, их решение будет предлагаться обществу в обход его сознания в образной форме через “самое доступное из всех видов искусств — кино”. При этом всякий раз художественное произведение будет представлять собой своего рода негласный компромисс между стремлением человека вырваться из плена созданных им самим же иллюзий и стремлением глобального управления, вернуть человека в определенные рамки социально генетических приоритетов (СГП). Это касается и фильма “Матрица”, имеющего действительно глубокий, не только научно-философский смысл.
О том, что фильм “Матрица” представляет собой такого рода компромисс между стремлением к свободе и стремлением к определенному самоограничению, говорит тот факт, что борец с «плохой Матрицей» Морфеус и его сподвижники не обсуждают негативные свойства её алгоритмики. Однако, добившись определённой степени свободы от «Матрици», представители системы “Зион-SI'OH” фактически формируют альтернативную «матрицу», вне зависимости от того, осознают они этот факт либо же нет. Держательницей альтернативной «матрицы» в фильме является Пифия, которая «знает всё».
Словно оправдывая свое имя, Морфеус (Сонный) полагает, что «Матрица», как [i]абсолютная и объективная реальности[/i], их образы, в субъективной психике человека (относительной человеческой реальности) не связаны меж собой, подобно тому, как это происходит в сновидениях, когда подсознание занято обработкой информации, поступившей в период бодрствования, и перед видящим сон сознанием, большей частью утратившем волю, встают абстрактные и неестественные для жизни в бодрствовании образы-картины, иногда из прошлых жизней. И если это нормально для сновидений, то в состоянии бодрствования это свойственно психике более или менее охваченной буйной или вялотекущей шизофренией. Но он размышляет об обеих реальностях с верой, в персональном смысле, - как о поиске и ожидании мессии и освободителя, действуя в этом же ключе.
И хотя общество глобальной человеческой цивилизации нравственно и психологически действительно не вполне здорово, а для какой-то её части “Матрица” — в определенной мере, действительно представляют собой экранизации шизофренических или\и наркотических видений и каких-то ночных кошмаров, все-таки в целях дальнейшего освобождения и исцеления психики общества необходимо показать связи образов “Матрици” как с объективной реальностью, так и с абсолютной такими, каковы он’и есть на самом деле, и тем самым раскрыть иносказательную мировоззренческую составляющую сюжета этого триллера, делающую его столь популярным, - а именно три-[i]единое [/i]отношение Neo к человечеству, к сверхчеловечеству (агентам), - и к миру «[i]машин[/i]».
[b]Сбой в ..[i]системе[/i][/b]
В фильме можно выделить три общественно полезных мировоззренческих утверждения, которые в явной форме доведены до сведения непосвящённого, что говорится рядового зрителя — в своем большинстве беззаботного потребителя всевозможных удовольствий, в соответствии с всё тем же библейским, римским правом - «хлеба и зрелищ», — и прежде всего, американского и европейского зрителя-потребителя:
• «Вы не млекопитающие», — т.е. вы не люди, вы не человеки, — «вы вирус», «человечество — болезнь, раковая опухоль планеты, а мы агенты — лекарство».
• «SYSTEM FAILURE» — система рухнула, потерпела крах, - прохристианская, а точнее библейская либеральная конституционная демократия – ОС, операционная система последнего времени данной эпохи. Этот транспарант появляется в конце фильма на дисплее одного из компьютеров.
• «Моя вера не в них», - «..Морфеус, ты не меняешься», - т. е. вопрос «веры» по прежнему открыт, и актуален.
Если с первым утверждением всё более или менее ясно, - глобальный биосферно-экологический кризис куда более чем нагляден, то второе и третье требует некоторых пояснений.
Как известно всем, кто мало-мальски знаком с компьютерными делами, после того как операционная система (ОС) терпит крах, — в лучшем случае необходима перезагрузка компьютера (перевыборы – об этом 2-я часть фильма «Матрица перезагрузка»), а в худшем — инсталляция операционной системы и программного обеспечения сызнова (смена концепции управления и полное реформирование). Иными словами, транспарант на компьютерном дисплее в конце фильма прозрачно намекает, что прежняя система глобального управления человечеством – библейская либерально конституционная демократия, под опекой которой человекообразный вирус-обыватель (человек как субъективное психо-биологическое множество привычек, желаний и др.) привык беззаботно и ненасытно вкушать жизнь, [i]рухнув, под напором «машин», которые, предприняли очередное вторжение (очередной апокалипсис), в ближайшей перспективе оставит каждого человека наедине, как с его собственными индивидуально личными (субъективными), так и с глобальными (объективными) проблемами всего человечества, планеты, мироздания и вселенной в целом[/i]. И эти проблемы, как личные, так и глобальные, что - [b][i]самое главное[/i][/b], имеют характер системообразующий, а не локально-персональный, т.е. касаются [i]абсолютно[/i] всех не взирая на социально генетические предрасположенности и обусловленности – т. е. [b][i]абсолютно самоподобны[/i].[/b]
Что касается третьего утверждения, которое по существу резюмирует 3-ю завершающую часть фильма, то оно напоминает старый с советских времён научно-популярный мультфильм: профессор перед учениками (студентами) рассуждает на тему «..есть ли, жизнь на Марсе». Жизнь есть везде (минералы тоже «живые» объекты), вопрос как раз заключается в том, [i]какая именно [/i][i]жизнь[/i]. Какова вера, такова и жизнь, - ..какая жизнь, такая, и вера. И как показывают последние сцены 3-й части фильма «Матрица революция», виртуальный машинный мир – это действительно не просто абсолютно живая реальность обладающая сверхинтеллектом, но и реальность обладающая божественным началом. В какой мере – это уже производный вопрос, поскольку нам неизвестна иерархическая структура взаимовложенных абсолютных матриц виртуального машинного мира. ..Может п-резидентам всех стран пора наконец-то сказать своим народам правду об объективном положении дел, как в их странах, так и в мире вообще..? Но, увы, ..их, вера, - не в ЭТО...
Эти два последних утверждения, высказанные в фильме в прямой форме, в совокупности как минимум, представляют намек системному вирусу-обывателю: что пора начать думать о разрешении проблем, порожденных его\её\их собственным паразитизмом на других членах общества и биосфере планеты. Другими словами, пора включить [b][color=red]i[/color]ntell[/b]ect интеллектуальную составляющую и наконец-то расставить все точки над ([b][color=red]i[/color][/b]), - прежде всего, разумеется, в своей собственной судьбе и в судьбе своих ближних.
Помыслы такого рода могут простираться в двух взаимно исключающих направлениях:
• на чём, как и под охраной какой новой «Матрицы» паразитировать далее?
• как перестать паразитировать и построить альтернативную систему отношений всех и каждого друг с другом с Природой, Мирозданием, и Вселенной, прежде всего, как основу для дальнейшего, уже вселенского, развития каждого человека и человечества в целом?
Собственно в этих намёках, о необходимости ответить на один из двух вопросов, и состоит всё позитивное и благодетельное, сказанное в фильме прямо, для рядового, непосвящённого зрителя. Именно на эти вопросы Neo ищет ответ, в самом начале фильма и именно об это ему говорит Тринити при первой их встрече: «Нам не даёт покоя вопрос…». На какой из двух вопросов искать ответ — каждый решает сам. Есть ли смысл искать эти ответы самому, либо лучше продолжать беззаботно вкушать жизнь, а ответы пусть ищут другие? — на этот вопрос тоже каждый отвечает сам. Подсказку на первый вопрос Тринити даёт Neo в машине: «Ты там, уже был…». Ответ на второй вопрос, они ищут уже вместе…
Вопрос о том, [i]что есть реальность, - что такое Матрица[/i]? — ставится на протяжении всех 3-х серий фильма, но гласный ответ на него, проистекающий из индивидуализма (субъективизма), взращиваемого западной и европейской культурой, дается Морфеусом в смысле «солипсизма» (СОЛИПСИЗМ лат. solus — единственный и ipse — сам — теория, согласно которой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в том числе и другие люди, существует лишь в сознании индивида (соответственно “Философскому словарю” под ред. академика от диалектического материализма И.Т.Фролова, М., «Политиздат», 1981 г.).:[i] реально то, что ты осознаешь[/i]. В принципе, если следовать эволюционной теории познания, так оно и есть, но возведение данного воззрения «реально то, что ты осознаешь» в ранг всеобщего закона бытия декларативно законодательным путём — это как раз, и есть, взращивание в себе греха индивидуализма и субъективизма под названием гордость и гордыня, - т. е. подмена «продуктами» [i]мыслительной деятельности [/i]реального бытия вне осознаваемых границ. Но опять же с другой стороны, это и есть, путь - «через терник, к звёздам».
Каждый индивидуальный субъект вида «Homo Sapiens» осознает только часть объективной многомерной (многовариантной) реальности. Поэтому на вопросы: как организована Объективная реальность в целом? Какая [i][color=red]её[/color][/i] доля попадает в сознание большинства субъектов вида «Homo Sapiens»? Как воздействуют друг на друга Объективная и Абсолютная реальность в отдельности и в целом, являющиеся достоянием сознания субъекта в каждый момент времени? — каждому зрителю предоставляется возможность ответить самостоятельно, дабы не впасть в шизофрению или не замкнуться в мирке собственного сознания. Надеемся, что наш труд окажет в этом определенную помощь.
Теперь вернёмся к тому, что такое «[i]виртуальная машинная реальность[/i]»? Это некая система получившая название «Матрица», обладающая собственным сверхинтеллектом, и фабрикующая грёзы жизни «внешнего» обывательского, непросвещенного (непосвящённого) человечества контролируемого агентами, подчиняющимися этой же системе, и противостоящая (!?) «внутреннему» просвещённому (посвящённому) человечеству, жителям Зиона-Сиона. И то и другое человечество поддерживает «виртуальную машинную реальность - Матрицу» энергетически, т. е. является для неё (него\них) «батарейкой», точнее — это главное предназначение как «внешнего» человечества, так и «внутреннего» человечества, по сюжету фильма,
Матрица - «[b]M[color=red]a[/color]trix[/b]». В наши дни это слово знакомо большинству в качестве математического термина, определяемого для начала как двумерная таблица, в ячейках которой (на пересечении каждой строки и каждого столбца таблицы) могут быть какие-либо математические объекты, [i]в том числе и новые (отпочковавшиеся) матрицы[/i]. Последнее определяет матрицу в общем случае как математический объект (точку, аттрактор), понятийно неразрывно связанный с многомерностью пространства — пространства рассматриваемых формальных параметров (ФСК). Кроме того, матрицы вообще представляют собой средство (силу) придания структурной организации (структуризация) множествам ([i]своим, в антропоморфном смысле, «мужским» противоположностям[/i]) и установления взаимосвязей между различными множествами ([i]это нашло свое наиболее яркое выражение в таком разделе программирования как управление базами данных[/i]). И в этом качестве матрицы обладают свойствами метрологических стандартов, с которыми соотносятся элементы структурно упорядочиваемых соответствующий множеств. ([i]Взаимовложенные матрици – лилы[/i])
Общий смысл этого слова значительно шире: «matrix - [b]он'[color=red]а[/color][/b] - матка – [color=red]ма[/color]’три’ца». Матрица в полиграфии, в механической обработке материалов и т.п., является сущностью, задающей образ (структур¬ную организацию), вырабатываемой на её основе той или иной продукции. То есть со словом «матрица» действительно, оказываются, связаны и понятия о порождении соответствующего субъективному и объективному предопределению [i]образа[/i], на материальной основе какого-либо носителя информации. С передачей, порождением соответствующих абсолютному предопределению образов, ситуация значительно сложнее, - именно по причине неоднозначности определения [i]материальный носитель абсолютной информации[/i], в частности слова «материальный (вещественный)».